Парижское климатическое соглашение

12 декабря 2015 года 196 странами в ходе работы Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) было единогласно принято Парижское Соглашение о действиях по сокращению выбросов парниковых газов и адаптации к изменениям климата на период с 2020 по 2025 или 2030 гг. Парижское соглашение стало правопреемником Киотского протокола, ратифицированного РФ 16 февраля 2005 г. и является основополагающим документом, который будет формировать мировую экологическую повестку дня в XXIвеке.

В процессе переговоров представители стран-участниц сошлись во мнении, что климатические изменения вызваны антропогенными выбросами парниковых газов. Влияние роста выбросов ПГ трудно недооценивать. При изменении температуры в коридоре «20С» от водных проблем (недостаток воды и засуха, а также наводнения, подъем уровня моря, шторма и т.п.) в середине века будут страдать до 500 млн человек, а при изменении «30С» - примерно 3 млрд. человек. Нельзя защитить от более сильных штормов и подъема уровня моря малые атоллы и обширные прибрежные низменные территории. При исчезновении ледников или в крайне засушливом климате очень сложно вести сельское хозяйство. В таких случаях потребуется «плановое» переселение людей и создание для них возможностей для проживания в более климатически-благоприятных местах.

О чем идет речь в Парижском соглашении по климату?

Смысл соглашения можно сформулировать как формирование стратегии низкоуглеродного развития мировой экономики в рамках общего вклада стран участниц в глобальную динамику выбросов, ограниченную ростом глобальной температуры в пределах 30С к 2100 г. от доиндустриального уровня середины XVIII века. В Парижском соглашении усовершенствован механизм работы конвенции и заложен новый механизм реализации международных проектов снижения выбросов парниковых газов. Первый отчет по соглашению нужно будет дать в 2022 г.

Действия Рамочной конвенции ООН об изменении климата главным образом направлены на ускорение обновления технологий. В Парижском соглашении закрепляются важные пункты:

  1. Развитые страны будут в рамках отчетности по соглашению (раз в 2 года, начиная с 2022 года) сообщать «ориентировочную количественную и качественную информацию по финансированию.., когда это необходимо, включая прогнозируемые уровни государственных финансовых ресурсов, при наличии таковых…». «К другим предоставляющим ресурсы Сторонам обращается призыв сделать то же».

  2. «…предпринимать действия по охране и повышению качества, в соответствующих случаях, поглотителей и накопителей парниковых газов.., включая леса».

  3. В формировании правил будут регламентироваться единые подходы, методики учета поглощения СО2 лесами и другими наземными экосистемами, а также степень «свободы» стран в выборе для себя конкретного подхода или методики.

  4. Формирование механизмом для содействия сокращению выбросов парниковых газов и поддержки устойчивого развития.

  5. Механизм реализации международных проектов по сокращению выбросов парниковых газов.

  6. Стимулирование внедрения наилучших доступных технологий.

  7. Принятие мер по сохранению лесов(выведение наиболее ценных лесных массивов из коммерческого использования, вести рубки и бороться с лесными пожарами, чтобы поглощение СО2 из атмосферы было максимальным)

  8. Разработка правил выполнения соглашения, работа над которыми началась в 2016 г.

Каков должен быть вклад каждой страны?

Позитивный вклад в соглашение о климате может принести определенные преимущества. Так, например, если наиболее нуждающиеся страны разработают четкие программы по адаптации к изменению климата, то они с большей вероятностью получат финансирование ООН для реализации этих программ. Если развитые страны согласятся обеспечить это финансирование, то возрастут шансы на снижение выбросов развивающимися странами и успешное решение проблемы климата. В конечном итоге обеспечение участия всех стран позволит составить более перспективное соглашение. Если какие-то из стран уклонятся от участия, то вполне возможно, что от него воздержатся и другие.

Некоторые народы и страны заявляют, что не имеют достаточно средств для участия в соглашении. Но Парижский договор предусматривает вклад каждой страны лишь пропорционально её возможностям. Странам не будут указываться, какие конкретные действия они должны будут предпринимать. Тем не менее, от наиболее богатых стран будет ожидаться более широкое участие.

Развитые страны должны будут на государственном уровне взять на себя далеко идущие обязательства по снижению выбросов парниковых газов. Страны с формирующейся рыночной экономикой могут обязаться, как минимум, остановить рост выбросов к определенному году. Наиболее нуждающиеся страны могут ограничиться разработкой той или иной стратегии. Это может быть, например, программа поддержки возобновляемой энергетики, меры по борьбе с обезлесением или свертывание субсидий на потребление энергии от ископаемого топлива. Для осуществления таких программ им может потребоваться финансовая помощь.

Также следует отметить, что страны экспортеры природных ресурсов осознают приближение конца нефтяной «эры», которое будет регулироваться параметрами национальных выбросов ПГ. Однако нефтяная и газовая промышленность не влияет на выбранный путь 3,30С, во всяком случае, до 2030 г.  Самое грязное с точки зрения выбросов СО2 топливо является традиционное использование угля. По оценке Bloomberg, в целом ожидаемый объем декарбонизации инвестиций банками и финансовыми организациями к 2020 году достигнет 500 млрд. долларов. Очень важно перенаправить угольные инвестиции именно в ВИЭ. в том числе в проекты повышения энергоэффективности, проекты по разработке и внедрению новых материалов и т.п.

Некоторые страны не готовы к участию в соглашении просто потому, что на сегодняшний день имеют другие, очень серьезные проблемы, такие как гражданская война. Другие обосновывают свое нежелание тем, что богатые страны, по их мнению, вносят недостаточный вклад в общее дело. Ряд стран скептически относится к участию в подписании Соглашения ООН по климату, поскольку опасается, что он приведет к ослаблению их национальной независимости. Но Парижское соглашение будет основано на добровольных обязательствах, принятых правительствами стран. Правила будут установлены только для мониторинга и отчета по объемам выбросов для обеспечения прозрачности и создания атмосферы доверия.

На данный момент глобальные выбросы парниковых газов оцениваются в районе 50 млрд. т СО2- эквивалента. Опасения прогнозируемого роста на 40С не оправдались, т.к. страны сумели существенно отклониться от сценария «бизнес как обычно» (BAU).Траектория глобальных выбросов к 2030 году выходит на плато в 60 млрд. т СО2-эквивалента в соответствии с заявленными целями стран. Диапазон оценок роста глобальной температуры в таком случае колеблется в коридоре от 2,7 до 3,30.

 

Каковы на сегодняшний день предложения разных стран по участию в соглашении?

К апрелю 2015 г. несколько промышленно развитых стран представили официальные предложения по своему участию в Парижском соглашении или дали понять, каким могло бы быть это участие. Их обязательства включают следующее:

1.Страны Европейского Союза к 2030 г. сократят выбросы парниковых газов на 40% по сравнению с уровнем 1990 г. На сегодняшний день их обязательства включают сокращение выбросов на 20% к 2020 г.

2.США к 2025 г. сократят выбросы парниковых газов на 28% по сравнению с уровнем 2005 г. На сегодняшний день их обязательства включают сокращение выбросов на 17% к 2020 г. Для выполнения новой цели США понадобится вдвое ускорить ежегодные сокращения выбросов (см. рис. 5).

3.Россия обязалась к 2030 г. снизить объем выбросов на 30% по сравнению с уровнем 1990 г. Это лишь небольшое повышение обязательств по сравнению с уже имеющейся целью снизить выбросы на 25% к 2020 г.

4.Китай пообещал, что его выбросы парниковых газов перестанут расти, самое позднее, к 2030 г.[i] Тем временем в прошлом году их уровень уже снизился. Китай заявил также о своем намерении к 2030 году увеличить до 20% долю возобновляемых источников энергии в своем энергетическом комплексе. На сегодняшний день эта доля не превышает 10%. Для этого Китаю потребуется построить электростанции, работающие на неископаемом топливе, мощность которых будет равна мощности всех имеющихся у него сегодня угольных станций.

 

Существует ли возможность включить в Парижское соглашение цель по снижению выбросов в долгосрочной перспективе?

 

В процессе переговоров на уровне ООН уже была достигнута договоренность между странами об ограничении глобального потепления максимум 2°C. Но конкретные способы ее осуществления пока не были намечены. В частности, не была установлена цель по снижению выбросов в долгосрочной перспективе. В результате осуществление договоренности об ограничении потепления величиной 2°C может оказаться маловероятным.

Единственный разумный путь решения проблемы заключается в установлении совместными усилиями общей стратегической цели по снижению выбросов парниковых газов. В Парижское соглашение может впервые быть включена общая цель по окончательному прекращению выбросов к 2100 году или об их сокращении вдвое к 2050 году. Такие цели приблизительно соответствуют задаче ограничения глобального потепления максимум 2°C.

Тем не менее, ряд стран ранее выступил против установления подобных стратегических задач по ограничению выбросов. Страны-производители нефти высказывают тревогу в связи с возможным падением спроса на экспортируемое ими ископаемое топливо. В результате может понизиться благосостояние этих стран. Например, Саудовская Аравия ранее заявляла о своей готовности участвовать в соглашении при условии получения финансовой помощи. Однако известно, что в Саудовской Аравии самый высокий доход на душу населения, поэтому вполне возможно, что остальные страны не захотят оказывать ей поддержку.

Некоторые крупные страны с быстро развивающейся рыночной экономикой также отказались от принятия долгосрочных обязательств. Такое решение было обусловлено их политикой преодоления бедности и обеспечения потребности их граждан в энергии. Эти страны опасаются оказаться в самом тяжелом положении при выполнении стратегических задач по выбросам, поскольку темпы роста их выбросов на сегодняшний день наиболее высоки. Бедное население этих крупных развивающихся стран желает повысить свой уровень жизни. Для того чтобы развивающиеся страны согласились на установление долгосрочной цели, могут потребоваться крайне жесткие обязательства по снижению выбросов парниковых газов со стороны развитых стран. Развивающимся странам может также потребоваться больший объем помощи от развитых стран для успешного сокращения выбросов и адаптации к уже имеющим место климатическим изменениям.

Альтернативой является принятие решения о том, что ограничение потепления величиной 2°C невозможно, и отказ от данной цели. Однако такой подход может привести к необходимости заплатить более высокую цену за адаптацию.

 

Намеченные меры в России

 

Согласно выступлению министра природных ресурсов и экологии России С.Е. Донского, постепенно идет по этому пути и наша страна, внедряя сначала отчетность предприятий о выбросах парниковых газов, а после 2018 г. регулирование, стимулирующее внедрение наилучших доступных технологий.

  1. Разработать долгосрочную стратегию «низкоуглеродного» развития, предусматривающую снижение выбросов, ограничивающее глобальное потепление на уровне менее 20С

  2. Разработать планы адаптации к изменениям климата и реализовывать соответствующие меры

  3. Работа по введению мер, направленных на сохранение лесов и почв как «хранилища» углерода и держать нетто поглощения на максимально возможном уровне.

  4. Россия в 2016–2018 годах введет обязательную отчетность предприятий о выбросах парниковых газов.