Шаг 5. Киотский протокол 1997 года

Принятие Киотского Протокола к РКИК ООН в г. Киото (Япония) в 1997 г. на 3-ей Конференции Сторон стало итогом 30-ти месячных переговоров, начавшихся сразу после первой конференции сторон в 1995 г. в Берлине. Как и любое другое международное соглашение, Киотский протокол вступал в силу только после его ратификации странами – членами. Для вступления его в силу было необходимо, чтобы его ратифицировали не менее 55% государств, членов РКИК ООН, объём эмиссии парниковых газов в которых в 1990 г. составил 55% от общего количество эмиссии парниковых газов в мире.

Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата является наиболее важным документом, регулирующим выбросы парниковых газов в атмосферу. Он стал неотъемлемой частью Рамочной конвенции ООН по изменению климата, регулирующей вопросы выбросов парниковых газов в атмосферу.

Киотский протокол не налагал обязательств на страны. Так, Соединенные Штаты отказались его подписывать, Канада подписала, но ничего не сделала, чтобы выполнить свои обязательства. Европа же начала важную работу по реорганизации экономики, стартовав с управления отходами и торговли выбросами.

Без Киотского протокола и различных механизмов его реализации человечество не смогло бы достичь столь значительных успехов в развитии возобновляемых источников энергии. Протокол привел к появлению новаторских инициатив, таких как, например, сокращение выбросов парниковых газов в развивающихся странах путем снижения темпов обезлесения и деградации лесов.

Протокол важен и в том отношении, что:

Во-первых, он является единственным и уникальным международным соглашением в сфере экологии, в котором предусмотрены конкретные количественные показатели сокращения выбросов парниковых газов.

Во-вторых, данный документ устанавливает конкретные экономические механизмы, способствующие реализации соглашения и повышающие инвестиционную привлекательность проектов по сокращению эмиссий. Важной особенностью Киотского протокола является факт участия в данном соглашении подавляющего большинства государств. Это позволяет проводить регулирование экологической обстановки в глобальном масштабе, что, конечно, влияет на вопросы международных экономических отношений.

В контексте Киотского протокола под обязательствами стран снижать выбросы парниковых газов предполагается, в первую очередь, сокращение или ограничение потребления ископаемого топлива, повышение эффективности использования энергии, разработка и более широкое использование новых и возобновляемых видов энергии и другие. Киотский протокол не только способствуют введению новых эффективных технологий в странах, взявших на себя конкретные количественные обязательства, но и стимулируют их распространение в развивающихся странах.

Киотским протоколом впервые в истории международных отношений в части регулирования экологии были заложены три экономических механизма, способствующих исполнению сторонами взятых на себя обязательств:

  • механизм торговли квотами на выбросы;
  • механизм чистого развития (МЧР);
  • проекты совместного осуществления (ПСО);

Именно совокупность этих «механизмов гибкости» послужила основой для образования углеродного рынка.