Шаг 6. Климатические конференции 2009-2014 г.г.

Начиная с Первой конференции по изменению климата, всего было организовано 20 конференций.

1990: Вторая климатическая конференция состоялась 29 октября по 7 ноября 1990 года, опять же в Женеве. Это был важный шаг на пути к глобальному договору по климату. Ученые и технические эксперты на конференции выступили с решительным заявлением подчеркнув риск изменения климата. События на конференции привели к созданию Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК), которые легли в основу Киотского протокола, а также к созданию Глобальной системы наблюдений за климатом (ГСНК), глобальной сети систем наблюдения за климатом и связанных с климатом наблюдений.

2007: была утверждена «Балийская дорожная карта»

15 декабря 2007 года представители более 180 различных стран и регионов приняли «Балийскую дорожную карту» в индонезийском Бали. Были начаты переговоры по «системе двойного управления», которые разделили на переговоры специальной рабочей группы по долгосрочному сотрудничеству в рамках «Конвенции» и переговоры специальной рабочей группы по «Киотскому протоколу».

2009 г.: в Копенгагене прошла Конференция ООН по изменению климата, в рамках которой состоялись 15-я Конференция Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP15) и 5-е Совещание Сторон Киотского протокола. Добиться какого-либо соглашения на период после 2020 года не удалось. Тем не менее, на КС-15 был разработан проект Копенгагенского соглашения, в котором были рассмотрены следующие направления:

Смягчение — Развитые и развивающиеся страны стремятся выяснить, как уменьшить количество CO2, которое люди выбрасывают в атмосферу. На переговорах обсуждается комплексный подход, при котором развитые страны снизят нынешний уровень выбросов, а развивающиеся государства, продолжая расширять экономику, сократят темпы роста своих выбросов.

Адаптация — Страны также должны принять меры для того, чтобы люди стали менее подвержены наиболее тяжким последствиям изменения климата. Развивающиеся страны часто наименее защищены в этом отношении и у них меньше всего ресурсов для адаптации. Им понадобится помощь в финансировании адаптационных мероприятий, таких как планирование прибрежных зон и строительство зданий, защищенных от наводнений. На переговорах в Копенгагене, скорее всего, будет рассматриваться механизм направления помощи в развивающиеся страны.

Обезлесение — Поскольку леса удаляют CO2 из атмосферы, обезлесение сильно влияет на концентрацию парниковых газов в атмосфере. Ключевой темой для обсуждения станет сокращение выбросов путем предотвращения и прекращения обезлесения.

Передача технологий — Развитые страны могут способствовать экономическому росту в развивающихся странах, применяя более энергоэффективные и экологически обоснованные средства. Передача технологий – ключевой элемент прежних международных соглашений, но форма, которую она примет, остается неясной. Существенную озабоченность вызывают и права интеллектуальной собственности.

Финансирование — Развитые страны в периоды своего промышленного и экономического роста беспрепятственно загрязняли окружающую среду, поэтому развивающиеся страны утверждают, что развитый мир несет историческую и этическую ответственность за объем выбросов CO2 в атмосферу. Развитый мир также имеет больше ресурсов для противодействия изменению климата, но все эти коррективы будут дорогостоящими, так что продолжаются дебаты о том, кто, за что и сколько будет платить. Развивающиеся страны просят существенной финансовой поддержки для своих мероприятий по адаптации, смягчению изменения климата и восстановлению лесов.

Впоследствии страны представили обязательства по сокращению выбросов или мерам по смягчению последствий, которые не носят юридически обязательный характер.

2010 г.: в мексиканском курортном городе Канкун прошла 16-я Конференция Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP16) и 6-е Совещание Сторон Киотского протокола. На КС-16 сторонами подготовлен и, в основном, принят проект Канкунских соглашений. Приняв эти соглашения, государства придали официальный характер своим обязательствам по сокращению выбросов, что стало самым значимым в истории результатом коллективных усилий по сокращению выбросов на основе принципа взаимной подотчетности. Было принято решение по совместным действиям в рамках РКИК в таких областях, как помощь развивающимся странам, механизмы «климатического» финансирования, а также в сфере реализации «REDD+», программы сокращения выбросов, вызванных деградацией лесов.

В 2011: На КС-17 сторонами была разработана и принята Дурбанская платформа для более активных действий. В Дурбане правительства четко заявили о признании необходимости в подготовке нового универсального правового документа о противодействии изменению климата на период после 2020 года, благодаря которому все страны смогут максимально реализовать свои возможности и воспользоваться плодами успеха, достигнутого совместными усилиями.

2012 г.: На климатической конференции в Дохе (Катар) было принято решение о втором периоде обязательств по Киотскому протоколу на период с 2013 по 2020 гг. Одновременно здесь же состоялась восьмая Конференция сторон, действующей в качестве совещания сторон Киотского протокола (СС-8).

Поправка включает: пересмотренный перечень парниковых газов, о выбросах которых стороны обязуются сообщать в течение второго периода действия обязательств; и поправки к некоторым статьям Киотского протокола.

2013: В Варшаве состоялась очередная конференция. Решения, принятые на КС-19/СС-9, включают положения о дальнейшем продвижении Дурбанской платформы, развитии Зеленого климатического фонда и принципов долгосрочного финансирования, Варшавскую рамочную основу для СВОД-плюс и Варшавский международный механизм по потерям и ущербу.

2014 г.: в Лиме (Перу) состоялись 20-я Конференция Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP20) и 10-е Совещание Сторон Киотского протокола. В ее рамках был утвержден пакет решений, обеспечивающих переход к практическим переговорам по согласованию нового всеобъемлющего соглашения по климату на период после 2020 года.